Ян Шванкмайер (4 сентября, 1934) - чешский режиссёр и художник-сюрреалист.
Урок Фауста / Faust (1994)
Режиссер: Ян Шванкмайер
Чехия, Франция, Великобритания, Германия
Историю Фауста, человека, который продал душу нечистому, представляет выдающийся чешский мультипликатор Ян Шванкмайер. Он превращает всем известный миф о Фаусте в сюрреалистическую смесь анимации и гиперреализма, в которой действуют живые актеры, глиняные куклы и гигантские марионетки.
Герой Шванкмайера блуждает по узким улочкам Праги с мистической картой в руках. Лабиринты улиц приводят его на заброшенный чердак, где он находит старинный кукольный театр и «Фауста» Гете посередине комнаты. Он примеряет костюм Фауста и вживается в его образ. Начавшись как невинная забава, его путешествие превратилось в реальность, и герой очутился в лаборатории знаменитого алхимика…
* * *
Полено / Otesánek (2000)
Режиссер: Ян Шванкмайер
Чехия, Великобритания, Япония
В ролях: Вероника Жилкова, Ян Гартль, Ярослава Кречмерова, Павел Новы, Кристина Адамцова, Дагмар Стршибрна, Зденек Козак, Густав Вондрачек, Арност Голдфлам, Йитка Смутна
ужасы, фэнтези, триллер, драма, комедия
Один из лидеров кинематографического сюрреализма переложил на язык кино чешскую народную сказку «Otesanek» («Прожорливый желудок»). Бездетная пара взяла себе вместо ребенка из леса обрубок дерева, который принялся пожирать все на своем пути.
* * *
Алиса / Neco z Alenky (1987)
Когда Алиса следует за Белым Кроликом в Страну чудес, начинаются ее приключения в удивительном мире детских фантазий, она преодолевает многие опасности и спасает сказочную страну от злой Дамы Червей.
Объединяя методы мультипликации и живого действия, чешский аниматор Ян Шванкмайер создал шедевр кино, поразительно интерпретировав первоначальную идею классического рассказа Льюиса Кэррола.
* * *
Пережить свою жизнь / Prezít svuj zivot (teorie a praxe) (2010)
Режиссер: Ян Шванкмайер
В ролях: Вацлав Гелшус, Клара Иссова, Зузана Крёнерова, Даниэла Бакерова,
Эмилия Дошекова, Марсель Немец, Ян Почепицкий, Яна Ольгова
Чехия, Словакия, Япония
Главный герой Евгений постоянно видит сны, где его соблазняет роковая красотка в красном платье. Сны настолько увлекают Евгения, что он начинает искать способ возвращаться к ним как можно чаще. Для этого он обращается за помощью к психиатру, который не столько помогает Евгению, сколько начинает медленно и дотошно копаться в его подсознании, в лучших традициях Фрейда и Юнга.
* * *
Конспираторы наслаждений / Spiklenci slasti (1996)
Режиссер: Ян Шванкмайер
Чехия, Швейцария, Великобритания
В ролях: Петр Мейссел, Габриэла Вильхельмова, Барбара Хрзанова, Анна Ветлинска, Иржи Лабус, Павел Новы
драма, комедия
Что происходит с людьми, когда их никто не видит? И зачем это с ними происходит? Охваченный страстью к электронике продавец порножурналов, следователь, увлеченно конструирующий орудия эротического труда, художник — изощренный таксидермист с очумелыми ручками, его соседка — маньячка, почтальонша, балдеющая от хлебных катышков… Всех этих чудоковатых героев кудесник Шванкмайер связал странными отношениями, которые воплотились в необычную сказку для взрослых.
* * *
Падение дома Ашеров / Zánik domu Usherú (1980)
Режиссер: Ян Шванкмайер
Страна: Чехословакия
Жанр: мультфильм, короткометражка
В этой анимационной версии рассказа Эдгара Аллана По путешественник приезжает в поместье Ашеров и обнаруживает, что брат и сестра, живущие в нем, находятся под загадочным семейным проклятием: чувства брата стали болезненно обострены, а его сестра почти впала в кататонию. Чем дольше посетитель остается в поместье, тем все ближе эффекты проклятия подходят к своей страшной кульминации, а он вынужден выбирать между безопасностью своих хозяев и своей собственной.
* * *
Безумие / Sileni (2005)
Режиссёр: Ян Шванкмайер
В ролях: Павел Лишка, Ян Триска, Анна Гейслерова
По мотивам творчества Эдгара Аллана По и маркиза де Сада. Франция. Молодого человека Жана Берло преследуют кошмары, в которых его отправляют в сумасшедший дом. Возвращаясь с похорон матери, юноша знакомится с Маркизом, который приглашает его провести ночь в замке. Там Берло становится свидетелем богохульной оргии и «терапевтических» похорон. Он пытается бежать, но Маркиз настаивает на том, что хочет помочь гостю преодолеть страхи, и ведет его в сюрреалистический сумасшедший дом, где пациенты пользуются полной свободой, а медицинский персонал сидит за решеткой.